Глава 8
Обговорив подробно все детали предстоящей презентации и вкусно поужинав, мы разошлись каждый по своим делам: д’Артаньян и Портос отправились по домам – поспать перед предстоящим суточным дежурством; Арамис, побрызгав на себя мужским парфюмом «Искушение», сообщил, что идет проводить информационную встречу; Атос, прихватив с собой бутылку бордосского, пошел обдумывать предстоящую аудиенцию с господином де Тревилем; Катя отправилась на склад разбирать каталоги; Семеныч, подключив к генератору свой ноутбук, уселся раскладывать пасьянс, ну а я решил прогуляться по вечернему Парижу: подышать воздухом, а заодно подумать о наших отношениях с принцессой Генриеттой-Марией, которые готовы были превратиться из просто приятных в очень приятные.
Последний раз мы виделись с девушкой накануне моего отъезда в Москву: принцесса устраивала прием, на который пригласила меня вместе с Катей, которую я предусмотрительно выдал за свою кузину. Катю, однако, знакомить с принцессой я не собирался, а потому отправился на прием один.
Народу в Малом зале Лувра было немного, и атмосфера была домашней и непафосной – поэты читали свои стихи, придворные актеры разыгрывали смешные сценки, а гвоздем программы был специально приглашенный итальянский тенор, который под гитару исполнял страстные итальянские серенады. Потом дамы и кавалеры немного потанцевали, а затем я решил познакомить присутствующих с образцами российского песенного творчества. Принцесса так меня и объявила – наш гость, менестрель из Московии. Я позаимствовал у итальянца гитару и исполнил несколько песен на русском языке. Успех был грандиозным: «Здравствуй, моя мурка, здравствуй, дорогая» пришлось несколько раз петь на бис – дамы утирали слезы батистовыми платочками и требовали перевод. Также пришлась по душе и задумчиво-печальная «Там, где кле-е-ен шумит над речно-о-ой волной, говори-и-или мы о любви с тобо-о-ой», во время которой я бросал на принцессу томные взгляды, а она смущенно краснела. А окончательно сразил я благородную публику шансоном «Salut, c'est encore moi!Salut, comment tu vas?», которую исполнил на почти чистом французском языке. Джо Дассен вместе с итальянским тенором нервно курили в сторонке, гости бешено аплодировали, дамы роняли платочки на пол в надежде, что я их подберу, а герцог Бульонский настойчиво зазывал выступить у него в замке на своем дне рождения.А поздно вечером, когда гости расходились, я, вместо того чтобы направиться к выходу, пошел за подмигнувшей мне служанкой Мари, которая провела меня извилистыми коридорами в покои Генриетты-Марии. Мы с принцессой опять проговорили допоздна, я спел «Мохнатый шмель на душистый хмель», после чего мы как-то очень легко начали целоваться – так, как будто делали это всю жизнь, и никому это не показалось странным, а даже наоборот.
Вот после того вечера я понял, что все больше увлекаюсь принцессой и что она вроде как отвечает мне взаимностью. Тут как раз вернулся из Москвы Семеныч, мы с Катей собрались за продукцией, и я решил использовать это время для проверки чувств. Принцессе я передал записку через служанку Мари, в которой сообщил, что так, мол, и так, срочные дела требуют моего возвращения в Московию. Как только вернусь, сразу же позвоню, в смысле, приду. Что, собственно говоря, было чистой правдой.
И вот теперь, прогуливаясь по узким парижским улочкам, я размышлял о том, как поступить дальше. Любовная связь с французской принцессой помимо приятных последствий грозила и неприятными, начиная разборками с Катериной и заканчивая осложнением международных отношений с Англией. Мало того, что герцог Бекингем к Анне Австрийской на свидания тайком приезжает, так еще и я с будущей английской королевой флирт затеял. С другой стороны, как любил приговаривать Семеныч, «красть – так миллион, а любить – так королеву». Другого шанса полюбить королеву у меня не будет, это ежику понятно.
Очнулся от размышлений я у знакомых ворот, за которыми просматривалась черная громада Лувра. Почти все окна во дворце были темны, а у входа, скудно освещенного двумя коптящими факелами, опершись об мушкеты, мирно дремали два королевских сержанта из полка господина Дезесара. Одного из них – Жюрдена, я хорошо знал.
– Ох, рано, встает охрана! – бодро поприветствовал я гвардейцев. Жюрден от неожиданности вздрогнул и схватился за мушкет, но, признав меня, успокоился.
– Это ты, Алекс? Привет, а я тут прикемарил немного.
– Величество должны мы уберечь! От вся-чес-ких! Ему ненужных встреч, – попытался я напомнить Жюрдену о его прямых обязанностях, но гвардеец, не смотревший в детстве «Бременских музыкантов», музыкальную цитату не узнал.
– Да, дрыхнет давно его Величество, десятый сон поди видит, – отмахнулся Жюрден, – он в пять утра сегодня встал и со свитой на охоту отправился. Весь день, почитай, вместе с дворянами за кабаном гонялся – двух лошадей загнали и трех собак потеряли, да еще, говорят, маркиз де Шантре с коня навернулся.
– А кабана-то догнали? – поинтересовался я.
– Вот про это ничего не слыхал. Слушай, Алекс, – понизив голос и схватив меня за рукав, спросил Жюрден, – а что за тусовка намечается в пятницу в оружейном зале мушкетеров на улице Сен-Клод?
– А ты откуда знаешь? – удивился я.
– Да разговоры такие ходят, будто вы с д’Артаньяном там будете рассказывать, как можно денег заработать, ну, чтоб типа мечту свою осуществить. Но пускать будут только мушкетеров капитана де Тревиля, а наших гвардейцев – нет. Обидно как-то – ну ладно, гвардейцев кардинала не пускали бы, я сам их рожи недолюбливаю, но мы-то, можно сказать, родственники – ведь наш командир, господин Дэзессар, женат на сестре вашего капитана.
– Дело в том, – успокоил я Жюрдена, – что места в оружейном зале не очень много, все желающие не помещаются, поэтому презентации будем проводить несколько раз. Начнем с мушкетеров полка господина де Тревиля, а на следующую встречу пригласим и вас.
– Все равно ребята волнуются, знаешь, как у нас говорят – кто первым пришел, тому и наливают. Этот чертов гасконец, д’Артаньян, как всегда сливки снимет, а нам допивать, что после него останется.
– Это ты прав, конечно, – кивнул я головой, – хорошо, давай сделаем так, – я тебя лично приглашаю как представителя твоего полка. Чтобы ты первым получил информацию и рассказал своим ребятам.
– Отлично, – повеселел Жюрден, – спасибо, Алекс. – А ты чего так поздно-то в Лувр заявился? Все аудиенции давно закончились, приемов сегодня ни у кого нет, так что во дворце уже все спать легли.
– Да дело у меня тут одно есть, – уклончиво сказал я, – надо кое-кого повидать. Слушай, Жюрден, а ты знаешь Мари – служанку принцессы Генриетты?
– Это брюнеточка такая? – Жюрден сделал выразительное движение двумя руками от груди, – в смысле курносенькая? Знаю, как же. Так ты к ней что ли?
– Ну, вроде того, – смущенно подтвердил я.
– А у тебя губа не дура, – заржал Жюрден. – Одобряю.
– Да тихо ты, – одернул я гвардейца, – разбудишь ненароком его Величество, – он с тобой как с кабаном разберется. Короче, будь другом, помоги мне ее найти. А то в этих чертовых коридорах заблудиться можно.
– Еще как, – подтвердил Жюрден, – я сам поначалу плутал, пока не обвыкся. Ну что ж, друзьям надо помогать, – выразительно подмигнул он, – я бы тебя сам проводил, но мне с поста отлучаться нельзя, так что запоминай: пароль для караулов – Луара, отзыв – Нормандия, пойдешь по главному коридору до первого поворота направо, затем ...
– Ты нарисуй лучше, – сунул я Жюрдену блокнот с ручкой, – так вернее будет.
Через минут пятнадцать, следуя плану Жюрдена, я оказался перед знакомыми дверьми. Постояв несколько секунд и пытаясь успокоить бултыхавшееся в груди сердце, я осторожно постучал.
Через пару минут за дверью послышалось сонное шуршание, затем в отворившуюся щель просунулась всклокоченная Мари со свечкой в руках.
– Вам что, сударь? – испуганно спросила она.
– Мари, мне срочно нужно повидать принцессу, – прошептал я.
– Уже поздно, сударь, принцесса давно спит, – опасливо оглянулась назад служанка.
– Кто там, Мари? – раздался знакомый голос, от которого мое сердце забилось еще чаще.
– Это тот самый кавалер, который поет песни, – просвистела в ответ Мари, – он говорит, что ему срочно необходимо вас увидеть.
После продолжительного молчания, принцесса, наконец, решилась:
– Проводи его в гостиную, я скоро выйду.
Я прошел в гостиную, освещенную одной единственной свечкой, оставленной Мари на столике, и нервно заходил по периметру пушистого ковра, лежавшего на полу, а затем присел на маленький диванчик, к спинке которого была прислонена знакомая мне гитара. Чтобы как-то успокоиться, я взял инструмент и начал подстраивать расстроенные струны.
– Вас долго не было, сударь, – раздался за моей спиной голос принцессы. Я резко обернулся и вскочил: красавица Генриетта-Мария стояла в дверях, и я мог слышать нежный запах ее духов. – И я уже начала беспокоиться, не случилось ли что-нибудь с вами.
– Да дела задержали, – неопределенно ответил я, – никак не мог раньше приехать. Но я скучал по вас. А вы? Вы думали обо мне?
– Да, и признаться, гораздо чаще, чем следовало, – сказала принцесса, слегка покраснев. – Но при этом я не уверена, правильно ли я поступаю, встречаясь с вами. Вы же знаете, моя судьба определена, и вскоре я должна буду выйти замуж и уехать в Англию.
– Я в курсе, – буркнул я, – но вот насчет того, что судьба определена, тут я не согласен. Человек сам может и должен выбирать, как и с кем ему жить.
– Это касается простых людей, – покачала головой Генриетта-Мария, – но принцессы лишены этой возможности. Я дала согласие на брак, выполняя родительскую волю.
– Да уж, жениться по любви не может ни один король. Все понятно, – обиженно произнес я. – Куда мне, «менестрелю из Московии» до английского принца.
– Дело не в этом, Алекс, – покачала головой принцесса. – Мой брак – это политическое деяние для пользы государства. Да, и, насколько я поняла, та девушка, которая приехала вместе с вами, вовсе не ваша кузина. И у вас тоже существуют определенные обязательства.
– Я со своими обязательствами сам разберусь, – резко ответил я, недоумевая, откуда принцесса узнала о наших отношениях с Катей.
– Да, конечно, это ваше дело, – кивнула принцесса, – я просто хотела сказать, что мы оба оказались в непростых обстоятельствах, и, может быть, не стоит усложнять их еще больше.
– Ну что ж, – сказал я, положив гитару на диван, – наверное, вы правы, принцесса. Прощайте.
– Постойте, – попросила принцесса, присев на диван и обхватив себя руками, как будто удерживая от неосторожных движений, – спойте мне на прощанье что-нибудь, только негромко.
Я снова взял гитару, сел напротив принцессы и задумался, перебирая струны. Что спеть этой девушке, которой суждено было прожить долгую, полную страданий и лишений жизнь: уехать в Англию, стать королевой, родить двоих детей, пережить казнь своего мужа Карла I, быть изгнанной обратно во Францию и умереть в монастыре Шальо в полном одиночестве? Что спеть этой девушке, которую я никогда более не увижу? Конечно, Жак Брель, Ne me quitte pas.
Ne me quitte pas. Не покидай меня. А я, я подарю тебе жемчужины дождя, пришедшие из страны, где не бывает дождей. Я построю дворец, где любовь будет королем, где любовь будет законом, где ты будешь королевой. Ne me quitte pas. Не покидай меня. Я придумаю для тебя безумные слова, которые ты поймешь. Я расскажу тебе историю короля, который умер от невозможности тебя встретить. Не покидай меня. Ne me quitte pas.
Я пел, глядя в прекрасные глаза принцессы, полные слез, а когда замолчали последние аккорды, мы потянулись навстречу друг другу, и наши руки встретились, чтобы уже более не расставаться до рассвета.
Когда в узеньком окне спальни начало светлеть, я понял, что пора уходить. По коридорам Лувра уже раздавалось утреннее шарканье слуг, и надо было поскорее уносить ноги, чтобы избежать ненужных встреч.
– Отсюда можно уйти и другим путем, – сказала Генриетта-Мария, вставая с постели и накидывая на обнаженные плечи тонкую испанскую шаль.
Она подошла к большому платяному шкафу, распахнула обе створки и отодвинула в сторону висевшие платья. Затем повернула вправо деревянный крючок, и задняя стенка шкафа бесшумно отъехала в сторону. Я удивленно посмотрел на Генриетту.
– Эта спальня когда-то служила покоями королеве Маргарите Наваррской, – пояснила Генриетта. – А у нее, рассказывают, была оживленная личная жизнь. В отличие от меня. Я все еще не уверена, правильно ли мы поступили, Алекс.
– Да теперь уж чего думать, – философски отозвался я, – сделанного не воротишь. И все-таки у судьбы есть варианты, и выбирать их будем мы с тобой.
Поцеловав на прощанье принцессу, я пролез через отверстие в задней стенке шкафа и очутился в узком каменном проходе. Несколько минут я протискивался по нему в полной темноте, затем коридор начал расширяться, я смог встать на колени, а затем и в полный рост. Достал из кармана маленький фонарик, зажег, и осторожно пошел дальше. Внезапно что-то звякнуло у меня под ногами, я нагнулся, пошарил по полу и нащупал потемневшую от времени серебряную пряжку. «Хм, – подумал я, – вполне возможно, что когда-то ее обронил благородный дворянин Ла Моль, возвращавшийся после ночи любви с королевой Маргаритой Наваррской. Как там у них все закончилось? "Маргарита опустилась на колени перед трупом своего возлюбленного и, нежно поцеловав отрубленную голову, спрятала ее в надушенный и расшитый жемчугом мешочек". Н-да, – помотал я головой, отгоняя печальную картинку, – будем думать о позитивном развитии событий».
Пройдя еще немного, я уперся в стену, поднял голову и увидел, что вверху замерцал дневной свет. Я выключил фонарик, вскарабкался по остаткам деревянной лестницы на несколько метров вверх и, с трудом протиснувшись сквозь каменную расщелину, оказался на улице далеко за пределами Лувра.
***
Оружейный зал королевских мушкетеров, в котором должна была проходить презентация, представлял собой просторное помещение примерно в сто квадратных метров, вытянутое в длину. Вдоль стен висели железные светильники, в каждом из которых горело по несколько десятков свечей, а по углам стояли составленные вместе шпаги, алебарды, мушкеты, защитные шлемы и прочие военные доспехи. У дальнего от входа торца зала мы поставили стол, флипчарт, на стену прикрепили логотип нашей компании и здоровенную растяжку с художественно выполненной надписью «Один за всех, и все за одного». Рядом с логотипом разместили штандарт королевских мушкетеров – корона с торчавшими из нее пиками, в окружении лилий. Небольшой пятачок, предназначенный для выступающих, мы огородили несколькими бочонками с вином – д’Артаньян, изучивший брошюру «Как проводить публичную презентацию», сказал, что это самый эффективный способ мотивации присутствующих.
В углу рядом с входом в зал трио итальянских музыкантов негромко наигрывало мелодии и ритмы итальянской эстрады – еще в Москве я скачал в Интернете ноты и тексты песен Челентано и прочих кумиров юности Семеныча. Сам Семеныч стоял на входе, приветствовал каждого входящего и вручал ему флаер с логотипом «Путеводной Звезды», коротким текстом, объясняющим преимущества сотрудничества с нашей компанией, и отрывным купоном для проведения лотереи. Рядом с Семенычем за маленьким столиком сидела Катя и регистрировала входящих.
К моему удивлению, мушкетеры оказались людьми дисциплинированными и к 6 часам заполнили зал под завязку. Выглядели они очень представительно – все со шпагами и в мушкетерской форме: в коротких лазоревых плащах с серебряными галунами и нашитыми белыми бархатными крестами, золотыми королевскими лилиями и алыми трилистниками. В первом ряду, на специально принесенном в зал резном полукресле, восседал капитан де Тревиль. По правую и левую стороны от него на простых стульях расположились д’Артаньян, Атос, Портос и Арамис. Сзади на длинных скамейках сидели все остальные.
Я дал знак итальянцам затихнуть, зашел за бочонки с вином и объявил презентацию открытой.
– Приветствую доблестных рыцарей – защитников короля и отечества, – с энтузиазмом прокричал я. – Мушкетеры одобрительно загудели – обращение им понравилось.
– Я благодарю вас за то, что вы пришли сегодня в этот зал, – продолжил я. – Для меня большая честь видеть перед собой смелых и мужественных людей во главе с благородным и доблестным капитаном – господином де Тревилем, который откликнулся на наше приглашение и удостоил нас своим присутствием.
Мушкетеры приосанились, и в их глазах я прочел восхищение и уважение к самим себе. Почувствовав, что мне удалось завоевать симпатии зала, я уверенно повел презентацию по намеченному руслу.
В Москве я довольно часто проводил презентации и, по общему мнению лидеров нашей структуры, делал это неплохо. А научился я этому искусству у своего верхнего спонсора Левы Бурцева, который щедро делился с новичками своим богатым многолетним опытом.
Правило первое, оно же и самое главное, учил нас Лева на своих школах, – презентация должна быть короткой. Хуже нет, когда ведущий заливается соловьем, а присутствующие украдкой смотрят на часы и тоскливо думают, когда же эта бодяга кончится. Максимум 30 минут на основное сообщение, затем ответы на вопросы, затем индивидуальные беседы консультантов с приглашенными ими людьми. Поэтому в самом начале презентации объявите слушателям, сколько времени вы намерены ее проводить. И боже вас упаси хотя бы на минуту превысить обещанный лимит. Пообещали, что встреча продлится 30 минут, так вот ровно на 29 минуте смотрите на часы и говорите: «Дорогие друзья, как я и обещал, наша презентация подходит к концу». Это сразу создаст выгодное впечатление о вас как о человеке, который держит свое слово и дорожит временем – своим и чужим.
Правило второе, не менее важное: ваше выступление должно быть четко структурированным. Сил нет слушать иных наших лидеров, которые обрушивают на слушателей поток своего сознания, в котором перемешано все: факты их биографии, результаты клинических испытаний продукции и проценты комиссионных вознаграждений. Бедных слушателей уносит этим мутным потоком, и они не в состоянии выплыть и принять осознанное решение. Да и сам выступающий уже не помнит, с чего он начал и чем нужно закончить. Поэтому текст презентации должен быть как рекламный ролик: у вас есть проблема (описать) – у нас есть решение (рассказать). И все. Шаг вправо, шаг влево – стреляю без предупреждения.
Правило третье – обалденно важное: выступление должно быть интерактивным – не надо токовать как тетерев, не замечая никого вокруг: беседуйте с публикой в зале, задавайте им вопросы, но при этом не ввязывайся в споры. Если не знаете, что сказать – говорите, что ответите на вопрос в индивидуальном порядке после окончания презентации.
Правило четвертое – суперважное: никакого профессионального сленга. Помните, что перед вами сидят простые люди, не имеющие никакого понятия о бонусах, супервайзерах, расчетных месяцах, спонсорах и прочем. Поэтому излагать надо все предельно простым языком.
И последнее: чаще улыбайтесь и говорите приятные слова людям, которые пришли на презентацию. Причем делайте это искренне – ведь каждый из присутствующих может стать лидером вашей организации и приносить многотысячный доход. Разве это не повод для того, чтобы сразу же полюбить их?
Эти правила я запомнил и использовал во всех своих выступлениях, и они никогда меня не подводили.
– В течение многих веков дворянство служило верной опорой королю и Франции. Но при этом многие из вас не имеют того, чего они заслуживают, – озадачил я присутствующих в зале мушкетеров. – Каждый из вас ежедневно и еженощно рискует жизнью, охраняя покой и обеспечивая безопасность его Величества, а, следовательно, и всего государства французского. Ваша служба и опасна и трудна! Не правда ли? – задал я риторический вопрос, на который, впрочем, тут же получил одобрительные кивки и возгласы из зала. – И на первый взгляд как будто не видна, не так ли?
– «Так, так», – раздалось несколько возгласов.
– Конечно, для благородного дворянина служба королю сама по себе награда и великая честь, но, к сожалению, многие из присутствующих в этом зале не могут удовлетворить даже свои насущные потребности, не говоря уже об осуществлении заветных мечтаний, – я сделал паузу, чтобы дать мушкетерам время осознать сказанное и призадуматься, и продолжил. – На жизненном небосклоне каждого человека есть своя путеводная звезда. Она освещает наш земной путь и указывает дорогу, по которой нам нужно идти. Вы знаете, что есть люди, про которых говорят: «Они родились под счастливой звездой». У этих людей все в жизни ладится, у них много денег, их любят самые красивые женщины. Но не каждому удается свою звезду увидеть, ведь темные тучи жизненных обстоятельств часто скрывают ее от наших глаз. И лишенные света счастливой звезды, мы блуждаем по жизни в потемках, не имея того, что по-настоящему заслуживаем. Ведь так? – мушкетеры пригорюнились, и на лицах некоторых появились горькие усмешки. – Но у меня для вас хорошая новость, – ободрил я слушателей, – есть счастливая звезда, которую невозможно не увидеть. Эта звезда такая большая и яркая, что никакие тучи не в состоянии скрыть ее от нас. Эта звезда действительно путеводная и по-настоящему счастливая, и она указывает путь, который может привести вас к счастью и процветанию. Хотите узнать об этом поподробнее?
– Хотим, – взревели мушкетеры и затопали ногами.
– Тогда слушайте внимательно, – сказал я, взял фломастер и начал рисовать на флипчарте схему партнерства с компанией «Путеводная Звезда».
– …и в заключение хочу еще раз подчеркнуть главное, – я кинул взгляд на последние песчинки, падающие на дно песочных часов, стоявших на столике, и с удовольствием отметил, что уложился ровно в 15 минут, – ваш жизненный путь, освещенный нашей «Путеводной Звездой», позволит вам осуществить самые заветные, самые смелые ваши мечты и прожить яркую, полную впечатлений жизнь. Конечно, некоторые из вас могут в это сразу не поверить, мол, так не бывает. Ну что ж, друзья, чтобы развеять эти сомнения, я передам слово вашим товарищам, которые уже воспользовались возможностями, о которых я только что вам рассказал. Я приглашаю на эту импровизированную сцену человека, который не нуждается в подробном представлении. Это благородный дворянин, доблестный и бесстрашный воин, шевалье д’Артаньян. Прошу приветствовать.